История

Виктор Цой и группа КИНО


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ "КИНО" С КОММЕНТАРИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ГЛАВНОЙ РОЛИ, СЦЕНАРИСТА И РЕЖИССЕРА ГРУППЫ ВИКТОРА ЦОЯ, А ТАКЖЕ ПРОДЮССЕРА БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА
- Очень важный момент - мое знакомство с Борей. Мне было тогда лет 17. Было у меня песни три написано, в общем только-только начинал. И мы встретились в ресторане, на каком-то дне рождения. Там я спел "Мои друзья". Познакомились, но довольно долго не встречались. Потом был концерт "Аквариума" в университете, на обратном пути в электричке и попел еще несколько песен. Потом опять какой-то день рождения, и тут разговор - добрые слова Бориса, обещания помочь нам. Я тогда уже сошелся с Лешей Рыбиным. Первый концерт в рок-клубе, в 81 году, мы играли в таком составе: я и Рыба, барабаны - звучала фонограмма электрической ударной установки, Миша Васильев (из "Аквариума") играл бас, А Дюша (Андрей Романов, также "Аквариум") - клавишные. Концерт прошел ровно, понравился и нам, и публике. Потом была сделана пленка. Записали ее в принципе быстро, но между днями записи были большие паузы. Она не дописана, вышла без наложений, голый костяк, такой "бардовский вариант". Я успел только в три песни наложить бас, и то сам накладывал. Мы бы, конечно, доделали, но вышла какая-то лажа со студией, и мы выпустили пленку. Слушать ее мне было стыдно, но уже сейчас, задним умом, понимаю - Борис был прав, пленка сделала свое дело. На мое удивление она очень быстро и хорошо разошлась. Последовали приглашения на концерты из разных мест страны, мы начали ездить в Москву, были там много и часто, в Ленинграде с выступлениями было сложней, играли часто на квартирах. Как правило, играли акустический вариант. "Кино", кстати, задумывалось как полуакустическая группа, первое время нас было трое, потом "третий" ушел в армию. - В общем, роль БГ в съемках "Кино" бесценна? - Именно так. "Кино" рождалось в разговорах, в долгих дружеских беседах. Я потом, после этой первой пленки, пробовал писаться самостоятельно, но понял - мне одному все это дело не поднять. БГ продюсировал запись, помог с первым концертом, и мы довольно часто выступаем с ним в одной программе, отделение мы, потом - "А". - Твоя позиция в рок-музыке? - Трудно сказать. Можно наверное, 24 часа в сутки говорить об этом. Делаю то, что нравится - наверное, так. Хочется, конечно, делать новую музыку, интересную, ставить эксперименты. - Новую в чем? - В тексте , в звуке, в составе. Пока это планы, но вот как раз сегодня мне сообщили приятную новость - у нас будет возможность репетировать на электрических инструментах. - Хорошо, а что тебе не нравится в рок-музыке как она есть? - В каких масштабах? - Скажем, в ленинградских… - Старомодный звук. Я, правда, не знаю, может и получше стало, на концерты почти не хожу. - Почему "Кино" не было на фестивале в мае? - Как раз в это время у нас происходил "распад" - кстати, зря Рыба все это дело выносит на страницы "Рокси", да и не прав он во многом, и не нравится мне, как он говорит о моей жене - в общем, не по-мужски все это… Я думал даже выступить один, под акустическую гитару на фестивале, начал даже готовить программу, но так и не выступил. Как-то смутило, что больше никто не рвался выступать сольно. - Твои кумиры? - Боуи. "Рокси мьюзик", "Ультравокс", Ким Креол - недавно видел концерт по видео. Практически все "новые романтики" - "Хьюман лиг", "Язу", это направление мне очень импонирует. "А", естественно, хотя возможно я пристрастен. "Странные игры" - веселая команда, в принципе "Мануфактура", когда появилась… - А профессионалы? - В принципе у всех недостаток - тексты, хотя и мои, если вы слышали только первую пленку, слабые. И в звуке - те же недостатки, как-то старо все это выглядит. - Каким же будет новое "Кино"? - Я, Виктор Цой, гитара, скорей всего акустическая, и вокал. Юрий Каспарян, электрическая гитара. Владимир Арбузов, из "Мануфактуры", мы с ним, кстати, давно договаривались играть, да все не получалось - бас-гитара. И за неимением барабанщика возьмем известного многостаночника - Александра Кондрашкина. - Знаешь, интересный вырисовывается состав. - Правда, я с ними никогда не играл, но в принципе могу представить, как это все может получиться… Хотелось бы, конечно, взять клавишника… Перкуссиониста… Саксофониста… - Как выглядят твои новые песни, как будут звучать на записи? - Будет больше инструментала. Наверное, и сами песни уже другие. Может быть, не такая конкретность текста… Может быть, я сам стал серьезнее, профессио нальнее, трудно сказать. (А теперь переносимся на улицу Софьи Перовской , к БГ и спросим его о "Кино".) - Началось все с того, что Цой писал песни, про которые все говорили, что это жутко похоже на "Аквариум", но я так не считал. Во мне его песни задевали какие-то струны, которые мои песни во мне не задевают. Обладая знаниями, как эта музыка должна записываться , я решил помочь ребятам. Сейчас запишем вторую пленку - не такую голую, как первую, по духу, нечто вроде "Револьвера" - эклектику, но большую и красивую. - Про какие струны ты говорил? Можно как-то рассказать? - Если говорить о лирическом герое, то у нас они принципиально разные. У меня лирический герой получается именно героем - так или иначе, тот человек, от лица которого поется - проекция героического плана, хочу я этого или нет. Тексты запутанные и многие мысли этого лирического героя предполагают сильно развитую эстетику - образы могут встречаться какие угодно и откуда угодно. У Цоя, как я это понимаю, герой обходится минимальными возможностями - прост набор слов, несложны грамматические построения, но при этом построением фраз плюс тембром голоса он выражает такие нюансы, которые меня задевают. В его песне "Дерево" всего каких-то восемь фраз, а какой образ щемящий получился. По тонкости я ничего равного песням Цоя не знаю. Под музыкой прячется существо редкое, особенно для музыки рок. В чем-то его песни сродни бардам, но не сегодняшним, а тем, которые начинали - Окуджава, ранний Клячкин. Место действий его песен - дворы, подъезды, улицы, герой - пятнадцатилетний парень, но у него за текстами встает такой образ, что даже трудно назвать - откуда идет его обаяние. - Можно ли всерьез говорить о распаде "Кино"? - Рыба - просто второй человек, который вытягивал все дело на первых порах. Разошлись они - и ладно. Рыбе же хуже, его интерес - пьет и пьет и больше ничего". Ленинград, ноябрь 1983 года В мае 1984 года "Кино" появилось в следующем составе: Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий "Густав" Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и "темной лошадкой" вышли на сцену 2 ленинградского рок-фестиваля, став его лауреатами. Осенью 1984 года Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас- гитарист "Джунглей" и "Поп-механики". С тех пор состав "Кино" - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов - остается неизменным. В 1985 году на 3 фестивале группа вновь становится лауреатом, а также получает спецприз "за артистизм". В 1986 году, оставшись без лауреатских лавров, "Кино" получает награду за песню "Перемены", Цой - за лучшие тексты, а Тихомиров - как лучший басист. В 1987 году на 5 фестивале группа поулчает спецприз "за творческое совршеннолетие". После успеха альбома "Группа крови" и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева "Асса", в котором короткое появление "Кино" стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения "Некст стоп", Франции, где "Кино" выступило на фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока "Снова в СССР" в Италии. Помимо "Ассы" "Кино" снималось также в картине А. Учителя "Рок", "Городе" А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова "Игла". В 1989 г, их сборник "Последний герой" был выпущен во Франции. 15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. "Мелодия" выпустила "посмертный" альбом "Кино", доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти. Рок-группа (Ленинград). Группа "КИНО", метеором пролетевшая по музыкальному небосклону страны, стала одним из крупнейших художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер - автор песен, певец, гитарист, актер и художник - Виктор Цой (21 июня 1962 - 15 августа 1990) стал, говоря словами одной из его песен, "последним героем" золотой эпохи рока. В 1976 Цой познакомился с автором песен и певцом Максимом Пашковым, вместе с которым они чуть позже организовали группу "ПАЛАТА 6". Вопреки господствовавшей моде, предписывавшей играть хард-рок, а позже что-нибудь в стиле "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ", "ПАЛАТА" пыталась исполнять собственного сочинения бит. Наступление "новой волны" послужило катализатором изменений на ленинградской подпольной рок-сцене: появились новые группы, в воздухе повеяло свежими музыкальными идеями. Именно в этот период Цой начал сочинять собственные песни, как правило, основанные на его точных жизненных наблюдениях. Осенью 1980 он в компании с "АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ" побывал в Москве, где играл на квартирных концертах, а 21 марта 1981 дебютировал на сцене кафе "Трюм" в качестве бас-гитариста той же группы. Осенью 1981 на свет появилась группа "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ" в составе: Цой, Алексей "Рыба" Рыбин (p. 21 декабря 1960, Ленинград) (гитары и вокал) и Олег "Базис" Валинский (барабаны). Последние двое представляли собой две трети еще одной бит-группы "ПИЛИГРИМ" (оставшейся третью был будущий гитарист "ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК" Андрей "Дюша" Романов), а Рыбин, помимо того, репетировал с группой "АБЗАЦ". В ноябре 1981 они вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название на "КИНО", записали на студии Андрея Тропилло альбом "45" (названный так по длительности его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков. На протяжении следующего года "КИНО" дало еще несколько концертов в Москве (иногда с ними выезжал барабанщик "АКВАРИУМА" Петр Трощенков). В марте 1983 "КИНО" снова появилось на сцене Ленинградского рок-клуба в составе: Цой, Рыбин, Георгий "Юрий" Каспарян (гитара), Максим Колосов (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный состав "КИНО" распался. Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской группе Сергея Рыженко "ФУТБОЛ". Единственным документом этого периода стал альбом "46", репетиционная запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная звукорежиссером Алешей Вишней. В мае 1984 "КИНО" в составе: Цой, Каспарян, позаимствованный у "АКВАРИУМА" бас-гитарист Александр Титов (р. 18 июля 1957, Ленинград) и новый барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, за два месяца отрепетировали новую программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием. В ноябре 1985 занятого в "АКВАРИУМЕ" Титова сменил Игорь Тихомиров (p. 14 апреля 1961, Ленинград), бас-гитарист "ДЖУНГЛЕЙ" и "ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ" (участие в которой периодически принимали и остальные музыканты "КИНО"). С этого момента и до самого конца состав "КИНО" оставался неизменным. Звучание "КИНО" в этот период было модным. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение наиболее интересному из услышанного в своей музыке. Песни "КИНО" отличает обилие свежих мелодических находок, а в текстах Цоя романтико-героическая поэтика соседствует с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и юмором. В 1986 группа с успехом выступает на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). После успеха альбома "Группа крови" (1988), а также эпизодического появления группы "КИНО" в фильме Сергея Соловьева "Асса", страну охватила настоящая "КИНОмания". Романтический герой Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых слушателей "поколения перемен". После завершения съемок в картине Рашида Нугманова "Игла" (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни. В 1988-90 "КИНО", в атмосфере все более нараставшей вокруг имени Цоя экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки концертов по всей стране. В рамках движения "Next Stop" они гастролировали в Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в советско-итальянском рок-фестивале "Back In The USSR" в Мельпиньяно. В 1989 вышел альбом "Звезда по имени Солнце", первый и последний в истории группы записанный в профессиональной студии. В том же году ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с "ДДТ") сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990, Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Той же осенью трое оставшихся участников "КИНО" доработали чудом уцелевшую в аварии пленку с демо-записью новых песен Цоя, известную сегодня как "Черный альбом" (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны, вышел альбом "Неизвестные песни Виктора Цоя" (1992), включавший ранние записи "КИНО", а на протяжении 90-х годов все ее творческое наследие было переиздано на компакт-дисках "Moroz Records". В 1996 "Отделение Выход" издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985. Сразу после 1990 пути бывших участников "КИНО" разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом "Polygon", играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы "ДДТ"; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным альбомом "Драконовы ключи" (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером "НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС" Вячеславом Бутусовым. Алексей Рыбин после ухода из "КИНО" вновь начал играть в 1995, организовав группу "ОАЗИС Ю", в которой принимали участие экс-басист "ЗООПАРКА" Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил "Фан" Васильев из "АКВАРИУМА" и "ТРИЛИСТНИКА". Они издали два альбома современного рока "Воспитание детей красотой подводной жизни" (1995) и "Спорт обречен" (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-"ТЕЛЕВИЗОР", "АКВАРИУМ", "ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ") подготовил альбом "Асфальт" с кавер-версиями песен раннего "КИНО". Помимо "Ассы" и "Иглы" Виктора Цоя и группу "КИНО" можно видеть в фильмах "Конец каникул" (1986), "Йях-ха" (1986), "Город" (1987), "Рок" (1988).

Состав группы


Виктор Цой (гитара,вокал)
Юрий Каспарян (гитара)
Игорь Тихомиров (бас-гитара)
Георгий Гурьянов (барабаны)


WWW.VICTOP.NAROD.RU
© By Trefilov Igor
Хостинг от uCoz